Новости

Индикаторы риска в области промышленной безопасности

Ростехнадзор утвердил индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых им при осуществлении государственного надзора в области промышленной безопасности. Перечень факторов (событий), которые с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии нарушений обязательных требований промышленной безопасности и являются достаточным основанием для осуществления Ростехнадзором внеплановой проверки юридического лица (индивидуального предпринимателя), утверждены Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 N 397.

Отметим, что категории риска причинения вреда (ущерба) и индикаторы риска нарушения обязательных требований законодательства введены Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Индикаторы риска по промышленной безопасности

Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 N 397 индикаторами риска нарушения обязательных требований промышленной безопасности установлены следующие факторы (события):
  1. Поступление в территориальный орган Ростехнадзора информации о 3-х и более инцидентах, произошедших на ОПО, в течение одного календарного года.
  2. Наличие в акте технического расследования причин аварии сведений о причинах аварии, связанных с нарушением требований промышленной безопасности на ОПО, в случае если организация эксплуатирует опасные производственные объекты III, IV классов опасности, отнесенные к категории опасных производственных объектов по такому же признаку, как и объект, на котором произошла авария (при условии, что в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты аварии).
  3. Отсутствие в реестре лицензий сведений о лицензии юридического лица (индивидуального предпринимателя) на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в течение 4 месяцев с даты регистрации ОПО, деятельность по эксплуатации которого подлежит лицензированию. Иными словами: если в течение четырех месяцев с даты регистрации ОПО I-III классов опасности организация не получила лицензию (а тем более, не подавала документы на её получение), теперь Ростехнадзор может привлечь юридическое лицо к административной ответственности.
  4. Наличие сведений об ОПО III, IV класса опасности в государственном реестре опасных производственных объектов по истечении 2 лет с даты внесения сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности об экспертизе промышленной безопасности, проведенной в отношении документации на консервацию или ликвидацию такого объекта (при условии, что в отношении опасного производственного объекта не проводились контрольные (надзорные) мероприятия в течение 2 лет до даты внесения сведений об экспертизе в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности). Иными словами: если организация подготовила проект ликвидации (консервации) ОПО и он прошел в установленном порядке экспертизу промышленной безопасности и по прошествию двух лет ОПО не был снят с учета в Ростехнадзоре, то организации грозит внеплановая проверка.
  5. Исключение сведений о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), эксплуатирующем ОПО III, IV класса опасности, сведения о котором содержатся в государственном реестре опасных производственных объектов, из единого государственного реестра юридических лиц (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.03.2023 N 134 внесены изменения в приказ от 23 ноября 2021 г. N 397 - дополнено ещё три индикатора риска:
  1. В течение 1 года после окончания установленного срока безопасной эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО 3-4 класса опасности, организация не провела экспертизу промышленной безопасности или не предоставила в Ростехнадзор сведения о выводе такого технического устройства из эксплуатации (не исключила его из состава ОПО).
  2. В течение 1 года с даты регистрации отрицательного заключения ЭПБ на здание (сооружение), применяемое на ОПО 3-4 класса опасности, содержащего вывод о несоответствии здания (сооружения) требованиям промбезопасности, организация не представила в Ростехнадзор положительное заключение ЭПБ или сведения о выводе такого здания (сооружения) из эксплуатации.
  3. Если установлен факт выдачи заведомо ложного заключения ЭПБ на объект заказчика.

Индикаторы риска для экспертных организаций в области промышленной безопасности

Для экспертных организаций, проводящих экспертизу промышленной безопасности, Ростехнадзор также установил индикаторы риска (приказ Ростехнадзора от 17.05.2023 N 185):
  1. Трёхкратный и более рост заключений ЭПБ, выданных за год, по сравнению к предыдущему году;
  2. За 6 месяцев получили два и более отказ в регистрации заключений ЭПБ;
  3. На проверку представили сведения об эксперте, работающем по основному месту работы, который в течение 6 месяцев до проверки был "засвечен" при проверке другой экспертной организации.
  4. Бездействие экспертной организации в течение двух лет с даты выдачи лицензии на проведение ЭПБ или в течение года с даты регистрации последнего заключения.

Наличие данных признаков является индикатором возможного нарушения требований промышленной безопасности и поводом к организации проведения внеплановой проверки лицензиата.

Проверьте себя на наличие этих индикаторов риска и если вдруг что-то выявили, незамедлительно займитесь их устранением самостоятельно или с нашей помощью.
Промышленная безопасность